Японское искусство бонсай имеет китайские корни
Мы по достоинству оценили оригинальность и изящество китайских прихотливо изогнутых деревьев – малюток, и непривычное слово бонсай уже легко слетает с нашего языка. Японское дерево бонсай — хорошо знакомо всем любителям растительного мира. Но истинный глубокий смысл этого явления не всем понятен. Попробуем на нашем сайте проникнуть в его глубину.
Перенаселенность китайских городов издревле предопределена — только здесь бедный люд мог прокормить семью. Бедные и богатые горожане были выходцами из сельской местности. Постоянная ностальгия требовала внести в суету оглушающей городской жизни нечто, примиряющее родное и желанное прошлое с настоящим. Человеку в разлуке с родными местами ближе и милее всего громады гор, поросшие лесами, прозрачные ручьи и сень раскидистых деревьев. Деревья, перенесенные с вершин гор в соответствующие вазоны, были востребованы в Китае храмами, дворцами и городскими парками.
Мини – сады — абсолютно новое творчество. Они возникли благодаря непреодолимой тяге к естеству природы и, по сути, являются пейзажными садами. Это — настоящий природный ландшафт с внесенной стилизацией и поэзией туманных воспоминаний: мини- горы из камней, рощи недорослей — деревьев, миниатюрные озера. Размеры таких поэтических островков зависели от уровня достатка, нередко квадраты площади садика заменялись ландшафтом на подносе или просто одиночным деревцем в горшке. Искусство выращивания деревьев – карликов в Китае носило название «пхен-шинг».
Японское дерево бонсай – не просто «дерево на подносе»
Причастность Японии к возникновению бонсая вполне очевидна: в XII веке она подарила этому искусству вторую жизнь и огромную популярность, внесла свои коррективы в правила выстраивания композиции и довела искусство создания мини-деревьев до совершенства. Японское искусство бонсай ставит миниатюрные деревца во главе самой идеи, а в Китае они были лишь частью общего замысла.
Японцы смогли их созерцать, благодаря буддистским монахам, завезшим сюда эти грациозные создания в VIII веке. Экзотика всегда требует повышенного к себе внимания и вложения солидных средств, поэтому японское дерево бонсай до XVII века было доступно лишь высшим слоям знати, а в дальнейшем — самураям.
Союз творческого начала и средств привел к созданию уникальных вариантов пейзажных садиков и отдельных деревцов. Мотивы, навеянные их причудливыми формами, можно часто встретить в живописи, в росписи керамики и изделий из бронзы. Парижская всемирная выставка 1900 года впервые познакомила Европу с садиками на подносе, и они сразу стали сенсацией. С тех пор это своеобразное искусство, подобно магическому кристаллу, притягивает к себе взоры и любопытных зрителей, и настоящих ценителей.
Японское искусство бонсай – это целая философия мироздания, которая дает возможность человеку увидеть за внешней формой предмета его суть. Создание бонсай требует высоких духовных помыслов, и чистоты в их осуществлении.
Дата публикации: 28.06.2013